top of page
фон-1_edited_edited.jpg

Голос русской скрипки в Санкт-Петербурге

фон_контур скрипки.png
Наверх
фон-7.jpg
4_СПб_Шереметевск дв_1.jpg
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ | АПРЕЛЬ 2024

Всероссийский фестиваль скрипичных мастеров

"ГОЛОС РУССКОЙ СКРИПКИ" 3-5 апреля 2024 г.

    Всероссийский фестиваль скрипичных мастеров «Голос русской скрипки» призван представить публике разных городов славное профессиональное сословие скрипичных мастеров. В нем кипит творческая жизнь, оно имеет в России давние и богатейшие традиции, играет огромную роль в нашей музыкальной культуре, являясь фундаментом для деятельности музыкантов-исполнителей на струнных инструментах, но всегда остается в тени громких имен солистов и знаменитых названий симфонических и камерных оркестров.
    В начале апреля Фестиваль принимали на родине отечественного скрипкостроения – в Санкт-Петербурге. Ведь именно отсюда родом самые известные российские мастера 19 века Николай Киттель и Анатолий Леман.
    Открытие состоялось в Шереметьевском дворце – Музее музыки, который бережно хранит и показывает уникальную коллекцию музыкальныхинструментов, важную часть которой составляют семейство струнных: скрипка,альт, виолончель и контрабас.

 

sher_palace_1.jpg
ГРС_05_2024_СПб Афиши_A3_032_Открытие_шапка.jpg

Голос русской скрипки
в Санкт-Петербурге

(3-5 апреля 2024 г.)

   Профессиональные праздники у скрипичных мастеров так редки и так необходимы, что на Фестивале сошлось сразу несколько торжественных событий и юбилейных дат. Концерт-открытие 3 апреля в Шереметевском дворце– Музее музыки был посвящен ветеранам профессионального цеха скрипичных мастеров Петербурга – Владимиру Якименко и Михаилу Горонку.

    Владимир Якименко, которого недавно поздравляли с его 85-летним юбилеем, передал в дар Музея музыки свой новый альт. Мастер более 30 лет работает в Шереметевском дворце – Музее музыки главным реставратором музыкальных инструментов и создал за свою жизнь более 250 скрипок, альтов и виолончелей.

Якименко Владимир_02.jpg
Mikhail_Goronok_проба.jpg
Кошелев и альт Якименко_2024_DSC00554_small.jpg

    Михаилу Горонку вручили Золотую медаль и Диплом за лучшие звуковые качества инструмента, которых удостоилась его скрипка «ГРАНТ» на Всероссийском конкурсе скрипичных мастеров им. Тимофея Подгорного (9-13 января 2024, Москва). За долгий творческий путь известный мастер создал более 300 скрипок, альтов и виолончелей. Он начинал свою деятельность в Мариинском театре, работал в США, в 2006–2010 гг. возглавлял Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов в Москве и продолжает работу в собственной мастерской в Санкт-Петербурге.

Горонок, Семкин, медаль_DSC00717_small.jpg
Горонок, Семкин, дипломы_DSC00723_small.jpg

    Свой новый альт Владимир Якименко, посвятил 80-летию снятия блокады Ленинграда. Инструмент был передан в дар Музею музыки в Шереметьевском дворце и получил название «Граф Шереметев». Инструмент взял в руки московский музыкант Павел Романенко - лауреат международных конкурсов и один из лидеров нового поколения российских альтистов. Он не оставил услушателей никаких сомнений в уникальных звуковых качествах инструмента мастера. В блистательном ансамбле с пианисткой
Марией Колайко прозвучало Grand Tango Астора Пьяццоллы, показавшее все краски, все возможности звучания инструмента.

    Скрипку Михаила Горонка, победившую на конкурсе, демонстрировал народный артист России, профессор Михаил Гантварг . «Песня любви» Йозефа Сука и «Скерцо» Иоганнеса Брамса – выбор для доверительного разговора со слушателями, который вела с ними скрипка мастера в руках выдающегося петербургского музыканта.

Романенко_Колайко_DSC00981_small.jpg
Гантварг_DSC00732_small.jpg

    На полном квартете инструментов, сделанном одним мастером (две скрипки,альт и виолончель), играл Квартет имени С.Танеева, прославленный старейший коллектив Санкт-Петербургской филармонии, чьи традиции сегодня продолжают Илья Козлов (скрипка), Дмитрий Корявко (скрипка), Денис Гончар (альт) и Дмитрий Ерёмин (виолончель). На квартете инструментов работы Михаила Горонка в честь коллеги Владимира Якименко прозвучал Квартет Д.Шостаковича № 8, а на квартете инструментов Владимира Якименко чествовали Михаила Горонка исполнением Квартета № 1 Эдварда Грига.

    На полном квартете инструментов, сделанном одним мастером (две скрипки,альт и виолончель), играл Квартет имени С.Танеева, прославленный старейший коллектив Санкт-Петербургской филармонии, чьи традиции сегодня продолжают Илья Козлов (скрипка), Дмитрий Корявко (скрипка), Денис Гончар (альт) и Дмитрий Ерёмин (виолончель). На квартете инструментов работы Михаила Горонка в честь коллеги Владимира Якименко прозвучал Квартет Д.Шостаковича № 8, а на квартете инструментов Владимира Якименко чествовали Михаила Горонка исполнением Квартета № 1 Эдварда Грига.

Квартет Танеева_DSC00671_small.jpg
Скрипки_2024.04.03_DSC00514_small.jpg
Публика_Горонок, Тришев, Волкова_DSC00746_small.jpg

 И далее весь вечер на сцене звучали инструменты российских скрипичных мастеров: Владимира Якименко (Петербург), Михаила Горонка (Петербург), Романа Наумова (Петербург), Андроника Ягубьянца (Ростов-на-Дону), Павла Тришева (Москва), Евгения Малышева (Петербург), Владимира Зворыгина (Екатеринбург), Самвела Айрапетяна (Краснодар), Владимира Журавлева (Москва), Тимофея Подгорного (Москва).

    Примариус квартета, лауреат международных конкурсов Илья Козлов продолжил выступление соло. Он предложил набор произведений разного стиля – Каденцию Э.Сорэ к Первому концерту Паганини, Вальс-скерцо Чайковского, Пассакалию Генделя в переложении для скрипки и альта (с Денисом Гончаром). И сыграл все произведения на разных инструментах.

    В исполнении Павла Романенко прозвучали сюита «Пирин» Добринки Табаковой для альта соло, Романс М.Бруха и Концертная пьеса Дж.Энеску, и каждый раз альтист-виртуоз брал в руки новый инструмент современного российского мастера.

    Лауреат международных конкурсов скрипач Алексей Розов представил еще один новый инструмент в свободной виртуозной импровизации. Лауреат международных конкурсов скрипач Давид Ардуханян после нескольких выступлений с пьесами П.И.Чайковского, завершил вечер «Кантабиле» Паганини, взяв в руки скрипку одного из корифеев российской школы мастеров Тимофея Подгорного.

Козлов_Гончар_DSC00817_small.jpg
Розов_DSC00914_small.jpg
Ардуханян_Глазунова_DSC01040_small.jpg

    Скрипачам аккомпанировала Регина Глазунова, одна из ведущих музыкантов Петербурга, проректор Петербургской консерватории. Высочайший класс ансамбля, исполнительский блеск музыкантов-струнников и представительный парад инструментов создали в зале наэлектризованную атмосферу, предложили публике не просто концерт, а захватывающий слуховой эксперимент. Мастера оказались звездами вечера наравне с солистами и тоже получили заслуженные овации.

    На выставке перед концертом были представлены скрипки, альты и виолончели Михаила Горонка, Владимира Якименко, Николая Стасова, Самвела Айрапетяна, Андроника Ягубьянца, Павла Тришева, Романа Наумова, Владимира Зворыгина, Кирилла Лаврентьева, Анатолия Ширманова, Сергея Черкеса, Тимофея Подгорного, Владимира Снегова, Валентина Мохначева, ДмитрияВолкова, Владимира Журавлева и др. 

    Перед началом концерта все инструменты можно было посмотреть и попробовать.

И.Семкин, Е.Малышев, И.Козлов, М.Горонок, В.Якименко, А.Ягубьянц, П.Тришев, Д.Ардуханян, А

Иван Семкин, Евгений Малышев, Илья Козлов, Михаил Горонок, Владимир Якименко,

Андроник Ягубьянц, Павел Тришев, Давид Ардуханян, Алексей Розов

    Скрипачам аккомпанировала Регина Глазунова, одна из ведущих музыкантов Петербурга, проректор Петербургской консерватории. Высочайший класс ансамбля, исполнительский блеск музыкантов-струнников и представительный парад инструментов создали в зале наэлектризованную атмосферу, предложили публике не просто концерт, а захватывающий слуховой эксперимент. Мастера оказались звездами вечера наравне с солистами и тоже получили заслуженные овации.

    На выставке перед концертом были представлены скрипки, альты и виолончели Михаила Горонка, Владимира Якименко, Николая Стасова, Самвела Айрапетяна, Андроника Ягубьянца, Павла Тришева, Романа Наумова, Владимира Зворыгина, Кирилла Лаврентьева, Анатолия Ширманова, Сергея Черкеса, Тимофея Подгорного, Владимира Снегова, Валентина Мохначева, ДмитрияВолкова, Владимира Журавлева и др. 

    Перед началом концерта все инструменты можно было посмотреть и попробовать.

    4 и 5 апреля фестивальные мероприятия – выставка, семинары, встречи, мастер-классы и концерты продолжились в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. 
    Семинары А.Ягубьянца «Устройство, ремонт и обслуживание струнно-смычковых инструментов», А.Синельникова «Основы звукообразования в струнных инструментах» и И.Семкина «Слепые прослушивания - три формулы акустической оценки струнных инструментов» прошли с большим интересом – зрители задавались вопросы и вступали в дискуссию. Темы обслуживания инструментов, звукообразования и акустической оценки всегда актуальны.Семинар-практикум «Слепых прослушиваний» заставил по-другому взглянуть на звучание инструментов.

fded1ae1-b444-4af0-aebb-db58f13ec793.jpg
IMG_1029.JPEG
ddcb1d90-736b-45a1-9441-51eb5f8080d3.jpg

  На следующий день состоялись творческие встречи со скрипичными мастерами Павлом Тришевым и Артемом СинельниковымПавел Тришев (Москва) – обладатель Гран При Слепых прослушиваний-2022, лауреат 1, 2 и 3 премии Всероссийского конкурса скрипичных мастеров им. Т.Подгорного. Он рассказал про свой путь в профессии скрипичного мастера, про годы учебы во Франции, про династию своей семьи, встречи с выдающимися мастерами и музыкантами.
    Артём Синельников (Воронеж) – сосредоточился на своих исследованиях в области звукообразования.

   Каждый день в консерватории была представлена выставка музыкальных инструментов, и каждый вечер эти инструменты звучали на Концертах-сессиях. В тестировании инструментов принимали участие студенты и преподаватели консерватории.
   Лауреаты международных конкурсов, замечательные музыканты Алексей Розов, Давид Ардуханян, Андрей Чистяков постарались озвучить максимальное количество инструментов российских скрипичных мастеров: Владимира Якименко (Петербург), Михаила Горонка (Петербург), Андроника Ягубьянца (Ростов-на-Дону), Павла Тришева (Москва), Николая Стасова (Москва), Владислава Сирина (Петербург), Кирилла Лаврентьева (Москва), Евгения Малышева (Петербург), Владимира Зворыгина (Екатеринбург), Самвела Айрапетяна (Краснодар), Дмитрия Волкова (Петербург), Валентина Мохначева (Москва), Владимира Журавлева (Москва), Тимофея Подгорного (Москва).   

IMG_1095.JPEG
IMG_1190.JPEG
IMG_1104_edited.jpg

  Отдельная благодарность декану струнного отдела Андрею Витальевичу Иванову и студенту Владиславу Немцову, принявшим участие в тестировании виолончелей Михаила Горонка, Владислава Сирина и Владимира Снегова, а также благодарность Марии Буториной (скрипка), принявшей участие в концерте-сессии.

IMG_1144.JPEG
IMG_1180.JPEG
IMG_1163.JPEG

  Перед концертом 5 апреля 2024 г. президентом Ассоциации скрипичных мастеров России Иваном Семкиным был подарен экземпляр уникального Каталога музыкальных инструментов российских скрипичных мастеров декану струнного отдела Санкт-Петербургской консерватории Андрею Витальевичу Иванову.

Семкин и Иванов_вручение каталога.jpg
СП_2022_cover_01_web_01.jpg
IMG_1235.JPEG

  Фестиваль скрипичных мастеров «Голос русской скрипки» инициирован Ассоциацией скрипичных мастеров России (президент Иван Семкин) и проходитпри поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
   Партнерами проекта выступают: Ассоциация участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов «МИР-МИО», ООО Издательский Дом «Перископ», ООО «Кода-мьюзик», Музей скрипки (Москва).
   Медиа-партнеры: Радио «Орфей», Медиа-группа АртМосковия (ИД «Аксиос»), Журнал «Филармоник».


Фестиваль «Голос русской скрипки» продолжается!
Приглашаем на наш фестиваль в Нижний Новгород, Казань, Ярославль, Екатеринбург, Самару и Москву!

bottom of page